dobrosad-pitomnik.ru – Ландшафтный дизайн вашего участка

Ландшафтный дизайн вашего участка

Нравственно-познавательная беседа «Добро и зло. Добрые и злые дела человека»

Работа учителя начальных классов

МОУ СОШ №9 г. Ртищево

Исаевой Людмилы Валерьевны

Аннотация:

Данный классный час рассчитан на детей 8-9 лет. Учитель всегда был, есть и будет проводником нравственных ценностей, тем более таких вечных ценностей, как добро, милосердие… Моя методическая идея заключается в том, чтобы не просто выстроить диалог с детьми, вовлечь их в беседу, а с помощью интерактивных методов (рисование, игры, ассоциации ит.д.) сделать этот процесс ярким, запоминающимся, следовательно, более, эффективным.

Классный час по теме « Добро побеждает зло»

Цели: Формировать у учащихся представление о добре и зле; доброте, милосердии, хороших и плохих поступках.

Задачи:

    Раскрыть понятия: доброта, добро и зло.

    Поразмышлять с учащимися о важнейших нравственных ценностях, добре, уважении, любви, о сложности нравственного выбора.

    Показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому;

    Учить распознавать героев и персонажей художественных произведений, у которых есть такие качества личности, как доброта, щедрость, отзывчивость.

    Формировать нравственные категории и оценочные суждения, воспитывать культуру общения.

Форма проведения: классный час – размышление.

Ход мероприятия

О чём очень важном пойдёт сегодня речь? Попробуйте догадаться.

Слово это серьезное,

Главное, важное.

То, что значит оно,

Очень нужно для каждого.

В нем забота и ласка,

Тепло и любовь.

В нем стремленье

На помощь прийти

вновь и вновь.

Это качество

В сердце у многих живет

И о боли других

Позабыть не дает.

И оно поважнее,

Чем лица красота.

Догадались, что это?

Сердец ДОБРОТА.

Что такое добро? Что такое зло? На протяжении многих веков люди пытаются ответить на эти вечные вопросы. Давайте сегодня и мы попробуем поразмышлять над этими понятиями.

Что вы представляете, о чём вспоминаете, услышав слово «доброта»?

Ответы детей

Многие из вас верно понимают, что такое доброта. Точное же определение мы можем найти в «Словаре русского языка» Ожегова:

«Доброта-отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям»

Группе ребят было дано задание: исследовать слово «добро». Послушаем их.

«Мы узнали, что это слово является исконно русским. Доброжелательность всегда ценилась русским народом. Мы нашли огромное количество пословиц и поговорок об этом. Есть в русском языке такие выражения: «Дать добро» и «Получить добро». А понятен ли смысл этих слов вам?

Рассуждения детей

Дать добро - дать согласие, разрешение на что-либо.

Получить добро - получить разрешение, согласие на что-то.

Много теплых добрых слов в нашей речи, в наших приветствиях и пожеланиях.

По настоящему хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям».

Предлагаю вам поиграть в игру «Скажи мне ласковое слово». Я даю вам мячик, а вы должны передавать его друг другу, произнося при этом доброе, ласковое слово.

Спасибо, ребята! Мы с вами убедились в том, что порой добрые слова найти очень трудно!

Попробуйте изобразить добро в виде цветка.

Дети рисуют красками «добро». Получаются яркие цветы.

Что такое зло?

Ответы детей

Да, действительно, это нечто противоположное добру: дурное, плохое, беда, ненастье.

Как это можно изобразить в цвете?

Дети рисуют, в основном чёрной краской. Пятна помещаются на доску, под ними таблички со словами «Зависть», «Жадность», «Грубость», «Предательство», «Война», «Ложь».

Вы обратили внимание на то, что рядом с добром всегда соседствует зло. Зло и добро живут неразрывно. Даже в стихотворении об этом говорится.

Добро и Зло с далёких пор

Ведут свой древний, давний спор

Кто наяву, а не во сне

Сильней и крепче на земле?

"Сильнее Я" сказало Зло

"Кто служит мне, тем повезло

Я щедро отблагодарю

Земные блага подарю

Машины, деньги, мощь и власть

Пусть насладятся жизнью всласть!"

Добро сказало: "Может быть,

Но только я могу любить

Хоть за душою ни гроша

Для всех людей важна душа

Я виллы, яхты не дарю

Зато я душу сохраню

Друзей, родных, детей и дом

И много счастья в доме том

Не знаю, что ещё сказать…

Остаться с кем, самим решать

Добро и Зло с далёких пор

Не оставляют этот спор.

Давайте попробуем выяснить, что же побеждает на земле - добро или зло? В этом нам помогут сказки. Ведь одной из главных тем сказок всех народов была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Какие обычно побеждают? Кто становится счастливее, добрый человек или тот, кто хочет достичь своей цели злым способом?

Ответы детей.

Проведём викторину и проверим ваши предположения.

    С грядки старушка цветок сорвала

Девочке Жене его отдала.

В цветке, лепестках есть волшебная сила

Их девочка Женя о чём-то просила

Что надо сказать лепестки обрывая?

Как называется сказка такая?

    Колотил да колотил

По тарелке носом –

Ничего не проглотил

И остался с носом.

(Сказка «Лиса и журавль»)

    Снег валил, клубились тучи

Гнулись сосны до земли

Злые люди в лес дремучий

Сиротинку отвели.

Замолчать заставили

Замерзать оставили.

(Сказка «Морозко»)

    Сейчас потолкуем о книге другой:

Тут синее море, тут берег морской.

Старик вышел к морю

Он невод забросил.

Кого-то поймает и

Что-то попросит.

(А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»)

    Кушай яблочко, мой свет.

Благодарствуй за обед.

Старушоночка сказала,

Поклонилась и пропала.

(А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне»)

Так правы ли мы были, утверждая, сто добро побеждает зло?

Действительно, через сказки воспитывается душа человека, пробуждаются самые лучшие чувства. Читая сказки, слушая их, мы всегда переживаем за добрых героев, радуемся за них, когда их мечты сбываются и желания исполняются.

Да, в сказках-то все получается, а вот в жизни не всегда. Недаром говорится, что скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. И всё же сказки даются нам для того, чтобы мы учились жить правильно, учились добру, любви, красоте, радости. Сказки помогают нам понять, что трудности, неудачи временны, что они преодолеваются знанием, терпением, трудом, верой в победу над злом.

Готовясь к нашему разговору, вы читали сказки о добре и зле и готовились ответить на вопрос: «На какого героя я хочу быть похожим? Почему?» Кто желает высказаться?

Ответы детей

Учитель обращает внимание детей на чашечные весы на столе.

Как вы думаете, для чего на столе у меня эти весы?
На одну чашу весов мы будем складывать «зло». (таблички с надписями «Зависть», «Жадность», «Грубость», «Предательство», «Война», «Ложь»).

Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша с добром. Вспомните, какие добрые дела совершили вы, совершают люди вокруг вас, и по капельке положите их на чашу весов с добром.

Дети подходят по одному к весам, говорят о своем добром деле и кладут на чашку свою капельку (приготовленные заранее мелкие игрушки). Рисунок «зла» при этом убирается. Вскоре чаша весов добра перевешивает чашу зла.

Учитель:
Вот видите, ребята, как добро победило зло. Так и в нашей жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Давайте и мы с вами сейчас тоже сделаем одно общее доброе дело. Составим поляну Доброты. (Дети прикрепляют свои цветы) Как вы думаете, какими качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый?

- Какая чудесная цветочная поля­на получилась у нас с вами! На ней расцвели необходимые человеческие качества. Это бескорыстие, сочувствие, благодарность, уважение, нежность, скромность, милосердие, сострадание, трудо­любие.

Подходит к концу наш классный час. Давайте улыбнемся другу, забудем все плохое и постараемся быть добрыми.

Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте.

Вся в голубой и звёздной красоте
Земля добра: она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту.

Человек на то и человек, чтобы делать добро. Хотя это порой очень трудно!

Кто уверенно в мире стоит,
Тот другого ни в чем не корит,
Добрый все обращает во благо,
Его сердце пылает отвагой.

Добрых людей, как всегда, не хватает,
Добрых людей, как всегда, дефицит.
Добрых людей не всегда понимают,
Сердце у добрых сильнее болит.
Добрые – щедро больным помогают,
Добрые – дарят тепло и уют,
Добрые – в ногу со слабым шагают.

И никакого спа-си-бо не ждут.

Поверьте, добрых людей на земле гораздо больше, чем злых. Спешите делать добро! Его обязательно оценят! Творите добро, и оно непременно вернется к вам!

Список используемой литературы:

    Основы эволюционной педагогики «Учебник добрых знаний» /Л.Барышникова /Томск, 1998

    Бушелева Б.В. Поговорим о воспитанности. / М.: Просвещение, 1988.

    Крылатая мудрость / сост. А.П. Куцко/ - Ростовское книжное издательство, 1978.

    Периодические издания.

    Психология: Словарь. / Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского/. - М.Просвещение, 1990.

    Философская энциклопедия. Т. 2. - М.: Просвещение, 1962.

    Энциклопедия. К и М, 2007 г.

    Внеклассные мероприятия. /Москва «ВАКО» 2007, авторы-составители Л.Н. Яровая, О.Е. Жиренко

Классный час о добре и зле 6 класс

Задачи.

    Воспитывать стремления совершать добрые дела и красивые поступки.

    Развивать представления учащихся о добре и зле.

    Способствовать развитию культуры диалога.

Ход классного часа

1. Организационный момент:

У. - Давайте познакомимся.

2. Вводная беседа:

У. - Ребята, сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы поговорить о доброте и добрых делах (слайд 1)

У. - Доброта... Что означает это слово?

(Объяснение детей, как они понимают это слово)

У. - Какого человека можно назвать добрым? (добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.)

У. - А теперь обратимся к определению в толковом словаре Сергея Ожегова.

Доброта ~ это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Слайд 2)Он отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный. Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.(слайд 3)

Мне кажется, в вашей жизни были случаи, когда вас обижали. (ответы детей)

У. - Скажите, какие чувства вы при этом испытывали? (Боль, горечь, обиду, досаду, чувство одиночества, несправедливость к вам, незащищенность.)

- Как вы считаете, справедливо ли с вами поступили? (Ответы детей.)

У. - А сейчас расскажите, были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то? (Ответы детей.)

У. - А теперь поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?

У. - В Евангелии от Матфея сказано: “...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”.(слайд 4)

Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый ребенок хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем. Но мало только желать этого. Надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости.

3. Рассмотрите ситуацию.

У. Есть два человека. У каждого - десять хороших друзей.

1. Один из них каждый день просит своих друзей помочь ему: одолжить деньги, еду, оказать другие услуги. Обращаясь к ним, он говорит, что если они действительно его друзья, то не откажут ему в этом и, в конце концов, просто обязаны ему помочь. Через некоторое время все друзья отворачиваются от него. Они перестают звонить и навещать его.

2. Другой каждый день встает пораньше., чтобы все успеть. Он всем сердцем предан своим друзьям, поэтому часто навещает их, помогая им, чем может. Через короткое время все знакомые считают его лучшим другом, стараясь быть ближе к нему. Они рассказывают о нем другим, и он становится всеобщим любимцем.

С кем из этих двух людей вы хотели бы дружить? (ответы детей)

Вывод учителя - Все люди очень разные…. Одни готовы отдать последнее своему другу и просто знакомому; у других и снега зимой не допросишься.

4. Выполнение теста.

У. - Сейчас мы проведем тест “Добрый ли, я” (слайд 5)

Каждый из вас сможет проверить Какой вы, всегда ли вы внимательны и добры к окружающим?

У. – давайте рассмотрим бланк ответов (слайд 6)

Вам предлагаются вопросы и бланк ответов, в котором против каждого номера вопроса нужно указать “да” или “нет”

У. - а теперь вопросы (слайд 7)

1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
3. Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
4. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?
5. Часто ли ты используешь злые шутки?
6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
8..С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?
10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?
12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

У. – Теперь давайте посмотрим как правильно подсчитать баллы (слайд 8)

Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за отрицательный ответ на вопросы 2, 5,6,8,9, 10,12.

Результаты:

Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.

От 4 до 8 очков. Твоя доброта - вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.

Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.

5. Игра: Сказочный герой – добрый или злой?” (слайд 9)

- Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, ели злой – закрываете лицо ладошками.

Иван – царевич, Дюймовочка, Карабас –Барабас, Красная шапочка, Баба – яга, Золушка, Мальвина.

У. - Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

6. Работа со словами (слайд 10)

А сейчас давайте попробуем слова первого столбика заменить словами противоположными по значению:

Плохо - хорошо
Зло – добро
Война - мир
Жадность- щедрость
Грубость – вежливость
Жестокость – ласка
Ложь - правда
Предательство - преданность

У. - Чтобы победить зло, надо чтобы добра было больше.

В жизни капельки добра, сливаясь превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка.”

У. - Значит не только слова должны быть добрыми, но и дела.

У. - Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? (ответы детей)

7. Беседа о вежливых словах. (слайд 11)

У. - Подумайте и ответьте, что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее?(ответы детей)

У. - Конечно же, это добрые, теплые слова. Какие? (Ответы детей: “доброго здоровья”, “счастливого дня”, “будьте добры” и т. д.)

У. - Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние эти слов? (С помощью улыбки, доброжелательного взгляда.)

Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.

Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад;
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться всем спешат.

Игра:

Учитель. Давайте мы немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово.

Придумано кем-то просто и мудро -
При встрече здороваться... (“Доброеутро!”)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: ... (“Добрый день!”)
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь: ... (“Здравствуйте!”)
Растает ледяная глыба
От слова доброго... (“Спасибо!”)
Когда бранят за шалости, Мы говорим: ... (“Прости, пожалуйста!”)
И во Франции, и в Дании Говорят, прощаясь: ... (“До свидания!”)
Всем вам с большой любовью
Желаю… (Крепкого здоровья.)

Вывод учителя: много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу.

8. Работа в парах

Доброта - это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость! Вспомните некоторые из них:

Вам даны карточки, в них 2 столбика, вы к началу пословицы из второго столбика должны подобрать продолжение, соединить стрелками. Кто быстрее.

У - теперь проверим (слайд 12)

9. Заключение (слайд 13) Игра-тренинг “Волшебный цветок добра”.

Дети, встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (Можно включить красивую, приятную мелодию.)

Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Подведение итога - Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.

А теперь откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки. Глядя друг другу в лицо, пожелайте чего-нибудь хорошего. (Дети выполняют.) Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами...

Всего вам доброго!

Бланк для ответов.

Литература:

    “Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию” 1- 4 кл. автор О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина

    “Внеклассные мероприятия в начальной школе” Я.Ю.Мартынова

Краевое государственное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей « Детский дом № 12»

«Научи свое сердце добру»

(Беседа с элементами игры)

Составила:

воспитатель

Деревцова Татьяна

Григорьевна

Цели:

Продолжать формировать представление воспитанниц о добре и зле;

Убедить в необходимости добра и недоступности зла.

Задачи:

Раскрыть положительные стороны доброты;

Развивать коммуникативные навыки, речь;

Формировать способности давать собственную оценку фактам, событиям и ситуациям жизни;

Воспитывать стремление совершать добрые поступки и дела.

Форма проведения:

Беседа с элементами игры.

Предварительная работа:

разработка сценария, изготовление разноцветных капель и цветов.

Оборудование:

Мультимедиа проектор, компьютер, разноцветные цветочки и капельки, караоке песня из мультфильма « Кот Леопольд» - « Если добрый ты…», меховая игрушка, аудиозапись со спокойной музыкой, магнитофон, ручка у каждого ребенка.

Ход занятия:

Организационный момент

Дети рассаживаются полукругом.

Воспитатель:

Я рада, что вы все здоровы и у всех у вас все хорошо. Пусть это занятие принесет вам радость общения, наполнит душу прекрасными чувствами. Мы поговорим на тему, очень важную для всех, а вот на какую именно - вы ответите сами, прослушав высказывания детей. (Включаю видеозапись, где дети высказывают свое представление о добре)

Сообщение темы

И так, назовите тему нашего занятия или о чем мы сегодня будем говорить? (Ответы детей)

Правильно, мы сегодня будем говорить о доброте, о необходимости добра и недоступности зла.

На экране четверостишие

Добро и зло творить всегда

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда,

добро творить трудней.

Что такое добро и что такое зло? На протяжении всей своей истории человечество пытается ответить на эти вечные вопросы.

Игра « Продолжи фразу»

- Продолжите фразу: « Добро- это………» (Ответы детей)

Воспитатель обобщает ответы детей: добро в первую очередь связано с умением сострадать, порадоваться, сопереживать, откликаться на чувства других. Доброта - это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.

- Продолжите следующую фразу: « Зло – это……….» (Ответы детей)

Воспитатель обобщает ответы детей: зло- это войны и предательство, зависть и жадность, это преследование людей другой национальности, другого цвета кожи. Зло- это равнодушие, эгоизм, обман, пьянство; это когда сильный обижает слабого человека, младшие не уважают старших, взрослые не заботятся о детях. К сожалению, зло очень распространено и коварно. Зло маскируется, иногда его трудно распознать.

« Делать людям хорошо - хорошеть самому»

Как вы понимаете слова « хорошеть самому»? (Ответы детей)

(Надо больше совершать хороших поступков, от хороших поступков самому легче и приятнее, люди к тебе относятся лучше)

Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла? Почему? (Высказывания детей)

Игра « Разноцветные капельки»

На столе у вас лежат капельки, выберите любую и напишите на ней качество или событие, которое, по-вашему, самое злое. (Воспитанницы выполняют задание)

Давайте закрепим их на доске. (Дети свои капельки закрепляют на доске) - Получился дождь зла.

Может ли добро победить зло? (Ответы детей)

Как сделать, чтобы добро победило зло? (Ответы детей)

Выберите снова капельку и напишите на ней добрые качества и поступки, которыми можно исправить и уничтожить зло. (Дети выполняют задание)

Закрепляем сверху на капельках зла капельку с добрыми поступками и уничтожаем их. (Девочки по очереди закрепляют свои капельки)

Воспитатель подводит итог игры:

У нас на занятии произошло, как в сказке, добро победило зло. Но не всегда в жизни все происходит так просто. Судить человека надо по его делам. Можно тысячу раз говорить о том, что жалко стариков, и никогда не уступать место в транспорте пожилому человеку, на словах заботиться о

природе, не замечая при этом урну для мусора. От того, какие у вас будут друзья, какими вы будите людьми, зависит только от вас.

Физкультминутка:

Пляска « Потанцуем»

Цель: организовать активный отдых детей для повышения внимания и активности на последующем этапе занятия.

Воспитатель:

Я хочу вам рассказать одну историю.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, который завидовал его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И пошел он на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: « Спрошу я у мудреца: скажи, о, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее. Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у мудреца: « Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший:: живая или мертвая?»

Как вы думаете, что ответил мудрец?

И тогда мудрец, который был действительно очень умным человеком, сказал: « Все в твоих руках».

Беседа по содержанию

Как вы понимаете слова мудреца « Все в твоих руках»? (Ответы детей)

(Жизнь или смерть бабочки в данный момент зависела только от завистника)

На экране появляется пословица

Обратите внимание на экран: « Добрые дела красят человека». Как вы понимаете эту пословицу? (Ответы детей)

(После добрых дел человека всегда хвалят, делают ему комплименты, это его украшает).

Эта пословица подходит к нашей истории? (Ответы детей)

(Да, лучше бы завистник мечтал о добрых делах, делал добрые дела, тогда и его знали бы в округе).

В жизни есть ценности, без которых нет жизни на земле. Назовите качества доброго, хорошего, положительного человека. (Добрый, благородный, честный, ответственный, умный, добросердечный, дружный, душевный, доброжелательный, добродушный, достойный, отзывчивый, милосердный и т.д.)

Качества, которые вы назвали, не врожденные, их нужно воспитывать. Когда появился человек, он был награжден разумом, речью, способностью к мастерству и искусству. Человек стал добывать себе пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но каким человек был внутри, всегда зависело от его сердца. Все в ваших руках, какие поступки совершать.

Игра « Поляна доброты»

Пожалуйста, выберите один из цветочков. Подумайте, какой добрый поступок совершили вы вчера или сегодня, напишите его на цветочке. Если кто-нибудь не совершил добрый поступок, то напишите, какое доброе дело смогли бы вы сделать уже сегодня. (Дети зачитывают свои добрые поступки и дела)

Сейчас мы разместим эти цветы на нашей поляне. (Дети размещают свои цветы)

У нас получилась «Поляна доброты».

Игра « Передай добро по кругу»

(Звучит спокойная музыка).

Сегодня мы говорим о доброте. Давайте встанем в круг, будем передавать друг другу вот этого замечательного медвежонка и говорить при этом добрые пожелания.

Итог

Наше занятие подошло, подведем итог. О чем мы сегодня говорили?

Скажите, можно свое сердце научить добру?

Давайте беречь добро!

Нельзя допустить, чтобы зло взяло верх над добром.

А это зависит только от нас!

Вы еще дети, впереди у вас много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой, но прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, добрыми. Спешите делать добро!

Я предлагаю закончить занятие на музыкальной нотке, споем песню из мультфильма « Кот Леопольд» - « Если добрый ты…»


Беседа "О добре и зле"

Цель : формирование основ морали – осознанной необходимости определенного поведения, обусловленного в обществе представлениями о добре и зле.

Задачи:


  1. формировать этические формы поведения в обществе и при общении друг с другом;

  2. развивать умение анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;

  3. повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.
Основные термины и понятия : добро и зло как основные этические понятия.

Ход занятия

– Ребята, тема нашего классного часа сегодня……А, впрочем, вы сами сможете назвать тему, но чуть позже.

^ Чтение стихотворения"Что такое добро?"

Добро – это ты!
Добро – это я!
Добро – это целая наша Земля!
Добро – это праздник в семье,
Добро – это песня ручья по весне,
Добро – это радости море и смеха,
Добро – это также прекрасно, как лето!
Когда мама с папою рядом – Добро!
И люди идут, улыбаясь в метро,
Ну. в общем, добро – это что-то такое,
Что объяснить не в силах порою!


  • Итак, как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем классном часе? (ответы детей)

  • Вы правильно догадались, что наша сегодняшняя встреча будет посвящена теме добра и зла. Доброт а– это такое качество человека, которое нельзя рассмотреть, потрогать, но без которой невозможно прожить на белом свете.

  • «Доброта – это солнце, которое согревает душу человека» (чтение цитаты на доске)
^ Работа над сказкой “Бабочка и цветок”.

– Сейчас вы услышите сказочную историю, которая произошла в один из летних дней. Ее герои – бабочка и цветок

^ Чтение сказки “Бабочка и цветок”.

Скучно было Цветку стоять посреди клумбы на одной ножке возле дома. Но в один прекрасный день на Цветок села совсем незнакомая Бабочка. Она, наверное, прилетела из далекой страны, потому что таких красивых крыльев Цветок ранее никогда не видел. Бабочка тоже любовалась красотой Цветка, и, пока она отдыхала, Цветок стал жаловаться Бабочке, как ему часто бывает грустно и одиноко. Бабочка бала доброй и жалостливой и потому решила не лететь дальше, а поселиться поближе, чтобы прилетать каждый день к Цветку и рассказывать интересные истории про те места, где она бывала.

Теперь Бабочка каждое утро прилетала к Цветку с новостями, а он, раскрыв свои лепестки, радостно встречал свою подругу. Но однажды, когда Бабочки не было рядом, к Цветку подошел мальчик и захотел его сорвать.

Цветок затрясся от страха и попросил не срывать его, а вместо себя предложил мальчику поймать свою красивую подругу. Мальчик согласился, сходил домой за сачком. Вернувшись, он спрятался и дожидаться. Вскоре в небе появилась Бабочка. Она куда-то торопилась и летела мимо, но Цветок, широко раскрыв свои лепестки, воскликнул:

– Бабочка, лети скорей ко мне, я тебя давно жду, мне надо тебе что-то рассказать.

Бабочка радостно подлетела к Цветку и вдруг оказалась в сачке. Она хотела вырваться, но у нее ничего не получалось. Она билась крыльями, искала щелки, но было бесполезно. Внезапно ей удалось вырваться из плена. Она взлетела и сверху увидела, что от сачка мальчика Цветок сломался и лежит среди травы. Мальчик ушел, а Бабочка еще долго сидела рядом со своим поломанным другом и, горько плача, говорила: «О, это я виновата, это из-за меня, тебя сломали, прости меня, Цветочек.»

^ Беседа по содержанию прочитанного.


  • Скажите, ребята, какими были герои сказки– Бабочка, Цветок и мальчик?
    (Ответы детей.)
– Ребята, вы сказали, что Бабочка очень добрая. А что значит доброта, добрый человек?
(Ответы детей.)

Работа над понятиями добро и зло .

Беседа:


  • Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может, нам в этом помогут весы?

  • На одну чашу весов мы будем класть «зло»(темные фишки, которые означающие «зависть», «предательство», «жадность», «грубость», «войну», «ложь», «трусость», «равнодушие»).
    Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добрыми делами. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и по капельке положим их на чашу весов.
(Дети говорят о своем добром деле, на чашу весов кладется белая фишка. Вскоре чаша весов «добра» перевешивает чашу «зла».)

– Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра.

^ Игровое задание “Цветок желаний”.


  • Все в наших руках. Стоит только захотеть, и мир вокруг нас можно изменить к лучшему. Помните сказку В.Катаева “Цветик-семицветик”, в которой девочка Женя, благодаря сказочному цветку, смогла исполнить свои заветные желания.

  • Я предлагаю вам сейчас побывать в роли волшебников и попробовать загадать желание для близких вам людей, а все ваши желания вместе помогут распуститься на нашей доске волшебному цветку
Стать добрым волшебником
Ну-ка, попробуй!
Тут хитрости вовсе не нужно особой.
Принять и исполнить желанье другого-
Одно удовольствие, честное слово!

(^ Дети озвучивают желания, на доске появляется лепесток за лепестком.)

Игра “Сказочные герои”.

А сейчас немного поиграем. Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Я буду называть сказочного героя, а вы отвечать, добрый он или злой. Если злой, вы топаете, а если добрый – радостно хлопаете. (Показать рисунки сказочных героев )


  • А какие люди вам нравятся в жизни? Почему? (ответы детей)
^ Подведение итогов занятия.

Рефлексия


  • Как вы думаете, тема добра и зла, важна для всех людей в наши дни? У каждого из вас на столе лежат разноцветные листочки. Если вы считаете тему нашего разговора важной, то прикрепите к дереву на доске зеленый листик, если считаете, что в наши дни можно прожить без доброты, прикрепите желтый листок. (Желтый и зеленый листки заранее лежат на столах у детей.)

  • Ребята, а что можете сделать вы, чтобы мир вокруг нас стал добрее? (Высказывания детей .)
^ Чтение учащимися стихотворения “Песня о доброте”.

В этом мире огромном, в котором живем я и ты,
Не хватает тепла, не хватает людской Доброты.
Будем вместе учиться друг друга беречь и любить,
Будем вместе учиться друг другу, как звезды, светить.

Пусть не ставят нам в школе оценок за щедрость Души,
Ты однажды возьми и Добро просто так соверши,
И тогда на морозе щемяще запахнет весной,
И тогда на Земле станет больше улыбкой одной!

Ждут нас сотни дорог, но у каждого будет своя,
И до цели добраться, конечно, помогут Друзья.
Чтоб скорее исполнились давние наши мечты,
Пусть всегда будет главным уроком урок Доброты.


  • Возьмите друг друга за руки и мысленно пожелайте своему соседу справа или слева что-то очень хорошее, но только пожелать надо искренне, от чистого сердца.
По-настоящему добрым человеком, на мой взгляд, можно назвать такого человека, у которого открытое и доброе сердце. Давайте нарисуем сердце, которое поможет вам совершать добрые поступки.

Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Хочется верить, что вы сможете, сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово. Хорошо, если мы сможем найти с вами в жизни дорогу добра и идти по ней долгие годы.

Использованная литература:


  1. Сайт Интернета.

Тема: « Добро и зло»

Цель:

Формировать у детей представление о добре и зле;

Задачи:

    формировать этические формы поведения в обществе и при общении друг с другом;

    развивать умение анализировать поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;

    повышать уровень сплоченности, взаимопонимания и согласованности действий в коллективе.

Организационный момент

Ребята, тема нашего классного часа сегодня……А, впрочем, вы сами сможете назвать тему, но чуть позже.

Послушайте стихотворение Ольги Слепенькой «Что такое добро?»

Добро – это ты!
Добро – это я!
Добро – это целая наша Земля!
Добро – это праздник в семье,
Добро – это песня ручья по весне,
Добро – это радости море и смеха,

Добро – это также прекрасно, как лето!

Когда мама с папою рядом – Добро!
И люди идут, улыбаясь в метро,
Ну. в общем, добро – это что-то такое,

Что объяснить не в силах порою!

Итак, как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем классном часе?

Вы правильно догадались, что наша сегодняшняя встреча будет посвящена теме добра и зла.

Как вы думаете, что такое добро?

(ответы детей)

Доброта– это такое качество человека, которое нельзя рассмотреть, потрогать, но без которой невозможно прожить на белом свете.

Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может, нам в этом помогут весы?


– На одну чашу весов мы будем класть “зло” :

(темные фишки, которые означают: “зависть”, “предательство”, “жадность”, “грубость”, “войну”, “ложь”, “трусость”, “равнодушие”).
– Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добрыми делами. Давайте вспомним, какие добрые дела вы совершили, совершают люди вокруг вас, и по капельке положим их на чашу весов.

(Дети говорят о своем добром деле, на чашу весов кладется белая фишка. Вскоре чаша весов “добра” перевешивает чашу “зла”.)

Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра.

А сейчас мы с вами поиграем.

«Игра стань волшебником»

Превратите используя характеристики на слайде одну девочку в добрую, а другую в злую.

То есть давайте подберем с вами антонимы к словам.(слова противоположные по значению)

Слова:

Добро

Сострадание, терпение, любовь, забота, дружба, отзывчивость.

Зло

Трусость, жестокость, зависть, эгоизм, жадность, лень, безответственность.

Игра “Сказочные герои”.

А сейчас немного поиграем. Все вы любите сказки и мультфильмы. И одной из главных тем сказок и мультфильмов была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Я буду читать вам загадки про героев, а вы, отгадав загадку, скажите злой этот герой или добрый и почему вы так считаете.

Он живет в глуши лесной,

Сердца моего герой.

Он костями громыхает

И в округе всех пугает.

Это что за старичок?

Ну конечно, ...

(кощей бессмертный)

Он живет в глуши лесной,

Сердца моего герой.

Он костями громыхает

И в округе всех пугает.

Это что за старичок?

Ну конечно, ...

(Доктор Айболит)

В ступе летаю,

Детей похищаю

В избе на куриной Ноге проживаю,

Красавица златокудрая,

А зовут меня...

(Баба- Яга)


А когда наоборот - трудно.
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот - трудно.

(Кот Леопольд)

На овчарку он похож:
Что ни зуб - то острый нож!
Он бежит, оскалив пасть,
На овцу готов напасть

(волк)

«А здоровье мое не очень.

То лапы ломит,

то хвост отваливается.

А на днях я линять начал.

Старая шерсть с меня сыпется, хоть в дом не заходи.

Зато новая растет чистая, шелковистая,

так что лохматость у меня повысилась.

(пес Шарик)

Эта героиня хотела стать владычицей морскою и чтобы была у нее рыбка золотая на посылках

(старуха из «Золотой рыбки»)

«Кто людям помогает - тот тратит время зря.
Хорошими делами прославиться нельзя.
Поэтому я всем и каждому советую
Всё делать точно так,
Как делает старуха по кличке …»

(старуха Шепокляк)

Молодцы ребята!

Вы хорошо справились с задание, а давайте сейчас поиграем еще в одну игру: « Найди пару».

На партах у вас лежат таблички «начала» и «конца» правил, вы сейчас стрелками соедините пары правильно. А после, кто выполнит, поднимает руку, и мы с вами зачитаем, что же у нас получилось.

Игра «Найди пару»

Не наступить, а уступить.

Не разорвать, а склеить.

Не забрать, а отдать.

Не кричать, а выслушать.

Не кулак показать, а ладонь протянуть.

Не наступить,

а склеить

Не разорвать,

Не забрать,

а уступить

Не спрятать,

а отдать

Не кричать,

а ладонь протянуть

Не кулак показывать,

а выслушать

Молодцы! Вы все правильно справились с заданием!

Мы с вами очень часто становимся свидетелями добрых и плохих поступков людей, а иногда и сами являемся их участниками.

Ситуация 1

Вася помог старушке перейти улицу, а потом всем в школе рассказывал о своем поступке.

Ситуация 2

Маша получила «2» и для того, чтобы мама ее меньше ругала, вымыла всю посуду и убралась в комнате.

Ситуация 3

Ваня зимой смастерил кормушку для птиц и постоянно насыпал туда хлебные крошки.

Все правильно! Молодцы.

Подведение итогов

Сейчас я вам прочитаю притчу, а вы внимательно ее послушайте и скажите какая ее главная мысль.

Притча о двух волках

"Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину.
В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил: - А какой волк в конце побеждает?


Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь."

Так какая главная мысль этой притчи?

(ответы детей)

Я хочу, чтобы каждый новый день своей жизни вы начинали с улыбки, с хорошего настроения, с музыки и не стеснялись улыбаться себе самому, новому дню, маме, папе, учительнице, одноклассникам и всем прохожим. Я надеюсь, что вы вырастите добрыми, вежливыми, порядочными людьми и будете следовать законам доброты потому, что добрые дела и поступки живут вечно.

На этом наша беседа окончена, спасибо за внимание!

Песня « Улыбка»


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении