dobrosad-pitomnik.ru – Ландшафтный дизайн вашего участка

Ландшафтный дизайн вашего участка

О концепции философии истории ибн халдуна. Ибн Халдун

- (Абдельрахман Абу Саид Вали аль Дин ибн Хальдун) (Ibn Khaldun (Abd al Rahman Abu Zaid Wali al Din ibn Khaldun)) (1332–1406) Историк, социолог и философ. Родился в Тунисе. Известность получил как автор Книги назидательных примеров и собрания… … Политология. Словарь.

ИБН ХАЛЬДУН - Абдурахман Абу Зейд ал Магриби (1332 1406) араб. историк, философ, государственный деятель. Занимал различные посты при дворах правителей Туниса, Феса, Гренады, Египта. Основной труд И.Х. «Книга назидательных примеров из истории арабов, персов,… … Философская энциклопедия

Ибн-Хальдун - (Абд ор рахман Вели од дин, по прозвищу Хадрами и Эшбили,Севильский) известный арабский историк (1332 1406). По происхождению человек незнатный Изучив в родном городе, Тунисе, Коран, хедисы,право, грамматику, пиитику, служил у султана фесского.… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

ИБН-ХАЛЬДУН - Абдаррахман Абу Зейд (род. 27 мая 1332, Туннис – ум. 17 марта 1406, Каир) – араб, государственный деятель, историк культуры и представитель философии истории, последователь Аверроэса. Его значительная роль в истории до сих пор признается не всеми … Философская энциклопедия

Ибн Хальдун - Ибн Хальдун, Ибн Халдун Абд ар Рахман Абу Зейдибн Мухаммед (1332—1406), арабский историк и философ. Родился в г. Тунис. В 1349—75 занимал различные посты при дворах правителей Туниса, Феса, Гранады, Беджаии. В 1379 вернулся в Тунис; в… … Энциклопедический справочник «Африка»

Ибн Хальдун - (1332 1406), арабский историк, философ, государственный деятель. Последователь Ибн Рушда. Играл видную роль в политической жизни мусульманских государств Северной Африки. В сочинении «Книга назидательных примеров...» изложил свои взгляды на… … Энциклопедический словарь

ИБН ХАЛЬДУН - (1332 1406), арабский историк и философ. Последователь Ибн Рушда. В многотомном сочинении Книга назидательных примеров... (1377 82) изложил историю народов мусульманского Востока, высказал идею исторических циклов … Современная энциклопедия

ИБН ХАЛЬДУН - (1332 1406) арабский историк и философ. Последователь Ибн Рушда. В сочинении Книга назидательных примеров... изложил свои взгляды на развитие общества (идея исторических циклов; различия в образе жизни людей связывал главным образом с… … Большой Энциклопедический словарь

Ибн Хальдун - (1332 1406 гг.) арабский историк и философ. Последователь Ибн Рушда. В многотомном сочинении Книга назидательных примеров... (1377 82 гг.) изложил историю народов мусульманского Востока, высказал идею цикличности в истории … Исторический словарь

Ибн Хальдун - (1332 1406), арабский историк и философ. Последователь Ибн Рушда. В многотомном сочинении “Книга назидательных примеров...” (1377 82) изложил историю народов мусульманского Востока, высказал идею исторических циклов. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

ИБН ХАЛЬДУН - Абд ар Рахман Абу Зейд (1332 1406) арабский государственный и общественный деятель, историк культуры, социальный философ, разрабатывавший также и проблемы философии истории. Нередко именуется «арабским Марксом». Главные произведения: «Всемирная… … Новейший философский словарь

ИБН ХАЛЬДУН (Ибн Халдун) Абу Зейд Абд ар-Рахман ибн Мухаммад (27.5.1332, Тунис - 17.3.1406, Каир), арабский историк, философ, государственный и общественный деятель. Из знатной высокообразованной семьи, игравшей в 9-13 веках важную роль в политической и культурной жизни мусульманской Испании, а с 13 века - Туниса. В 1349-75 занимал различные посты (от секретаря до вазира) при дворах правителей Туниса, Феса, Гранады и Беджаи (ныне Бужи), а также неоднократно выполнял их дипломатические поручения в христианской и мусульманской Испании и Северной Африке. В 1375 Ибн Хальдун отошёл от политической деятельности и поселился в крепости Калаат-Ибн-Салама в Алжире; сформулировал оригинальный взгляд на исторический процесс. В 1379 Ибн Хальдун вернулся в Тунис, однако в 1382 был вынужден выехать в Египет из-за неприятия его идейно-политических и философских взглядов тунисскими учёными кругами. В Каире он продолжил свою научно-литературную деятельность под покровительством мамлюкских султанов, служил в качестве мусульманского судьи (кади) и преподавал в университете аль-Азхар и медресе аль-Камхия и аз-Захирия. В 1400 году, посетив Сирию в свите мамлюкского султана Фараджа, вёл переговоры с Тимуром, осадившим Дамаск.

В своём главном сочинении «Книга поучительных примеров...» («Китаб аль-ибар...») Ибн Хальдун сформулировал учение о развитии общества. В теоретическом «Введении» («аль-Мукаддима») он впервые в арабо-мусульманской философии обосновал необходимость самостоятельной науки об обществе (арабский - ильм аль-умран), которая служила бы методологической основой для осознания сущности исторической и политической деятельности, а также изложил задачи и разработал методику и общие принципы исторического исследования. Будучи последователем и комментатором Ибн Рушда, Ибн Хальдун применил принципы арабского перипатетизма (аверроизма) к изучению общественной эволюции. Основой жизнедеятельности общества Ибн Хальдун считал совместный труд его членов для обеспечения средств к существованию. Главной формой трудовой взаимосвязи людей, по Ибн Хальдуну, является товарообмен, в основе которого лежит равенство стоимости обмениваемых продуктов. Уровень развития культуры и характер правления Ибн Хальдун связывал с разделением труда в государстве и хозяйственной деятельностью подданных. В объяснении социально-исторических процессов Ибн Хальдун уделял особое внимание природно-географическим условиям развития человеческого общества. В последующих частях своего труда он изложил событийную историю народов мусульманского Востока (наиболее детально Магриба), что сделало его сочинение ценным историческим источником. Не менее значительна в качестве источника его автобиография «Ознакомление с Ибн Хальдуном...» («Аттариф би Ибн Хальдун...») - образец средневековой арабской мемуарной литературы.

Оценивая литературное и научное творчество Ибн Хальдуна, современные историки, философы и социологи видят в нём гениального мыслителя, одним из первых попытавшегося создать научную философию истории. Его предположения и теории, сформулированные в условиях арабо-мусульманского Средневековья, предвосхитили идеи общественного договора, трудовой природы стоимости, социологии знания, которые в 15-18 веках активно разрабатывались европейскими мыслителями (Дж. Вико, Т. Гоббсом, Н. Макиавелли, Ш. Л. Монтескьё, А. Смитом и др.).

Соч.: Ознакомление с Ибн Хальдуном и его путешествия по странам Запада и Востока / Публ. Мухаммада ат-Танджи. Каир, 1951 (на араб. яз.); Книга поучительных примеров и собрание сообщений о деяниях арабов, персов и берберов, а также их современников, обладавших властью великих размеров. Бейрут, 1959. Т. 1-7 (на араб. яз.); Избр. произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX-XIV вв. М., 1961. С. 559-628.

Лит.: Бациева С. М. Историко-социологический трактат Ибн Халдуна «Мукаддима». М., 1965; Fischei W.J. Ibn Khaldun in Egypt. His public functions and his historical research (1382-1406); а study in Islamic historiography. Berk., 1967; Игнатенко А. А. Ибн-Хальдун. М., 1980; Раби М. М. Система политических взглядов Ибн Хальдуна. Каир, 1981 (на араб. яз.); Simon R. Ibn Khaldun: History as science and the patrimonial empire / Translated by К. Pogâtsa. Bdpst, 2002; Baali F. The science of human social organization: Conflicting views on Ibn Khaldun’s Ilm al-umran. Lewiston; N. Y., 2005.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    ✪ Идеи Ибн Халдуна в историко-культурном пространстве Османской империи

    ✪ Ибн Халдун - IAAU, МУАА

Субтитры

Биография

Его полное имя: Абу Зейд Абдуррахман ибн Мухаммад ибн Хальдун аль-Хадрами аль-Ашбили. Родился в 1332 году в Тунисе. Родители - выходцы из Андалусии . Изучив в родном городе Тунисе Коран, хадисы , право, грамматику, пиитику, служил у султана Абу-Инана в Фесе . Придворные интриги заставили его уехать в Испанию (1362); здесь он составил трактат по логике и несколько стихотворений; по поручению гранадского султана он вёл переговоры о мире с доном Педро Кастильским .

Позже Ибн Хальдун был письмоводителем у повелителей тунисского и фесского. С 1382 г. он жил в Каире, занимая должность профессора, а затем верховного кади (шариатский судья) маликитов . Честность доставляла ему много врагов, так что несколько раз его смещали, но потом опять призывали на должность. Когда в Сирию (владения египетского султана) вторгся Тамерлан , Ибн-Хальдун, по словам Ибн Арабшаха , сопровождал туда своего повелителя, сумел очаровать Тамерлана своим обращением и был отпущен в Каир на ту же должность верховного кади (1400).

Экономическая теория

Труды ибн Хальдуна по экономике актуальны и сегодня . В своем историческом труде «Мукаддима » (Введение в историю) Ибн Хальдун анализировал причины подъёма и упадка стран и народов. Он делал акцент на уменьшении государственных издержек на наемную армию и был против налогообложения и тарифов, препятствующих торговле и производству. Ибн Хальдун считал, что бюрократия не в состоянии эффективно управлять коммерческой деятельностью из-за слабой мотивации и обученности. Он считал, что в тех странах, где в торговле и производстве участвует государство, следует ожидать относительное понижение экономического излишка и упадок. Эти и другие экономические принципы Ибн Хальдун считал необходимым условием построения цивилизованного общества . Ибн Хальдун открыл огромное количество фундаментальных понятий экономики. Ещё до Адама Смита им открыта ценность и необходимость разделения труда. Он опередил Рикардо в открытии трудовой теории стоимости и до Джона Кейнса рассмотрел роль государства в стабилизации экономики .

Экономика

Ибн Хальдун является первым экономистом, который систематизировал функции экономики, указал на важность технической базы, специализации производства и внешней торговли для получения экономического излишка. Он проанализировал роль государства и его политику стабилизации как средство обеспечения производительности и занятости населения. Его интересовали вопросы оптимального налогообложения, сокращения государственных служб, льготы и средства материального стимулирования. Организационная структура, экономические ожидания, нормативно-правовая база, теория стоимости, экономика производства и другие вопросы вошли в сферу его научных интересов .

Ибн Хальдун стал первым ученым, который был вооружен представлением об экономическом излишке. Он предложил биологическую теорию подъёма и упадка наций, а его стройная общая экономическая теория определяла и его подход к истории. До Ибн Хальдуна не было учёного, который бы создал столь последовательную теорию общей экономики, объясняющую и предсказывающую подъём и упадок цивилизаций, стран и империй. Его учение позволяет предсказать, насколько жизнеспособным является то или иное государство, а также эмпирически и теоретически объясняет последствия государственной политики в области производства и торговли .

Государство

По мнению Ибн Хальдуна роль государства заключается в охране закона и порядка, способствующих хозяйственной деятельности, а также - в защите имущественных прав, торговых путей, мира и стабильности. Особую роль в улучшении экономической активности играет оптимальное (минимальное) налогообложение, не препятствующее производству и торговле. Чрезмерное обложение налогом экономического излишка, увеличение размеров бюрократического аппарата и армии приводит к ослаблению торговли и производства, вследствие чего уменьшается экономический излишек. По словам Ибн Хальдуна, «рост абсолютной власти в государстве является причиной упадка экономического процветания и, как следствие, государства и города». Уменьшение совокупного дохода государства требует новых мер для повышения этого дохода, среди которых: налоги в натуральной форме, акцизы, конфискации, а также прямое вмешательство государства в экономическую деятельность .

Ибн Хальдун считал, государство должно заниматься организацией общественных служб для создания рабочих мест, строить дороги и принимать меры для поощрения торговли и производства. Вмешательство государства в коммерцию приведёт к разрастанию бюрократической системы и наемной армии, в результате чего предприниматели не смогут нормально заниматься торговлей и получать прибыль от своих предприятий. Результатом экономического упадка может быть исход населения городов и промышленных центров в альтернативные места проживания, что приводит к падению спроса на товары и ещё больше усугубляет ситуацию. По Ибн Хальдуну, самое лучшее государство - государство с минимальным бюрократическим аппаратом, минимальной армией и минимальным налогообложением, которое занимается обеспечением законности и порядка .

Специализация и экономический излишек

Ибн Хальдун считал, что разделение труда является важным источником экономического излишка, а предпринимательская заинтересованность зависит от благоприятности среды для специализации . Об обособлении различных видов трудовой деятельности и принципе массового производства Ибн Хальдун говорил следующее:

«Каждый отдельный вид ремесла нуждается в работниках, причём, в опытных работниках. Чем более многочисленны и разнообразны этапы производства в том или ином ремесле, тем больше людей в него вовлечены. Причём каждая группа работников занимается своим делом. Постепенно в ремесле все более четко выявляются различные виды работ, люди, которые ими занимаются, приобретают все больший опыт в том, что делают. Время и постоянные повторения одних и тех же действий способствуют созданию и укоренению ремесел» .

Ибн Хальдун считал важным обучение на практике и повышение профессиональной квалификации. Он дал краткое экономическое обоснование разделения труда и считал, что в функции предпринимателей входит согласование и обеспечение взаимодействия факторов производства в соответствии с рыночными силами. По мнению Ибн Хальдуна разделение труда является источником экономического излишка, если выполнены условии взаимодействия и согласованности факторов производства. Он также указал на то, что «прибыль, которую извлекает человек, есть стоимость, полученная от его труда» .

Ибн Хальдун считал, что прибыль является первопричиной коммерческих начинаний, а работники и предприниматели стараются получить максимальную отдачу от своей деятельности в виде прибылей и заработной платы. Для Ибн Хальдуна «коммерция подразумевает прибыль за счет роста капитала путём покупки товаров по низкой цене и их продажи по высокой цене». Он считал важными для роста экономики согласованность, взаимодействие и направленность факторов производства на повышение экономического излишка .

Спрос и предложение

Ещё в XIV веке Ибн Хальдун постулировал, что цена товаров и услуг определяется спросом и предложением. Если товар редок и пользуется спросом, его цена высока, а если товара много и он не пользуется спросом, то его цена будет низкой. Предприниматель в погоне за прибылью будет покупать товар там, где он дешевле и не является дефицитным, и будет продавать там, где он пользуется спросом, по более высокой цене .

Кредитно-денежная политика

Ибн Хальдун отстаивал стабильную кредитно-денежную политику и был против того, чтобы власти играли на стоимости валюты. Он считал, что искусственная инфляция приводит к потере доверия к валюте со стороны населения . Одним из приоритетов политики государства должна быть защита покупательной способности денег, для чего необходимо создавать независимые кредитно-финансовые учреждения. Говоря о количестве денег, Ибн Хальдун утверждал, что «количество денег не имеет значения для благосостояния страны». По его мнению, монетарная политика должна быть стабильной, продуманной и направленной на защиту покупательной способности денег, а население должно быть защищено от обесценивания денег .

Фиксирование цен

Ибн Хальдун был противником вмешательства государства в формирование цен на товары и услуги . Политика, в которой правитель скупает товары по самой низкой цене, а затем продаёт этот же товар по выгодной ему цене по мнению Ибн Хальдун, влечет за собой следующие последствия:

Право собственности

Ибн Хальдун считал, что право собственности является залогом выживания цивилизации, а защита и обеспечение имущественных прав должны быть закреплены законодательно. По его мнению, «когда пропадает мотив приобретать и получать имущество, человек не предпринимает никаких усилий для его приобретения. Степень и частота нарушений права собственности определяет, насколько ослабевают усилия субъекта, направленные на приобретение имущества» . Ибн Хальдун связывал право собственности со справедливостью, а посягательство на собственность считал актом несправедливости. Он считал, что при отсутствии справедливости «совершается уничтожение человеческого рода», и, следовательно, несправедливость должна быть запрещена .

Дипломат

«Мукаддима» образует самостоятельный трактат. Содержание её:

  • смысл истории, значение исторической критики и приемы её, источники исторических ошибок;
  • географический обзор земного шара, мысли о физическом и нравственном влиянии климата и почвы на людей;
  • способы познания истины; эволюции форм семейной, общественной и государственной жизни;
  • развитие экономическое и умственное;
  • разложение государства;
  • значение труда в благосостоянии государства;
  • обзор различных отраслей ремесел и искусств;
  • классификация наук.

«Мукаддима», по справедливости, считается замечательным произведением. Высказанные в ней идеи являются одной из основ современной клиодинамики .

Ибн Хальдуном также написаны: автобиография («Ат-таариф би Ибн Хальдун уа рихляту-ху гарбан уа шаркан»; араб. التعريف بابن خلدون ورحلته غربا وشرقا ‎), работа по суфизму («Шифа ус-саиль уа тахзиб уль-масаиль»; араб. شفاء السائل وتهذيب المسائل ‎) и трактат, который в библиографическом списке к переводу «Мукаддима», выполненному Францем Роузенталем , назван трактатом по логике (англ. Treatise on logic ) - «Любаб уль-мухассаль фи усуль ид-дин» (араб. لباب المحصل في أصول الدين ‎).

Публикации трудов и переводов

Изучение научного творчества Ибн Хальдуна было начато в первые десятилетия XIX века французскими востоковедами, одним из которых был Сильвестр де Саси .

Мехмет Пиризаде перевёл «Мукаддима» на турецкий язык, переработав её в стилистическом отношении . Этьен Катрмер напечатал весь арабский текст «Мукаддима» в «Notices et extraits» (tt. XVI-XVIII, Пар. 1858); полный французский перевод «Мукаддима» осуществил дэ Слэн (фр. ) : «Prolegomenes» (Париж, 1862); восточные издания - Каир (2-е, 1886) и Бейрут (1882). Вторая часть издаваема была аббатом Арри (по-араб. и итальян.). Третья часть обстоятельно разобрана Рено (Reinaud): «Memoire sur les populations de l’Afrique septentrionale, leur langage, leurs croyances et leur etat social» (в «Nouv. annales des Voyages», 1858, февр.); арабское издание «Hist. des Berberes» (Алжир 1847 и 1851) и французский перевод (1852-1856, 4 тома). Четвёртая часть издана в извлечениях Noel des Vergers: «Histoire de l’Afrique sous la dynastie Aghiabide et de la Sicile sous la domination musulmane» (Париж 1841); о крестовых походах - изд. и пер. Торнберга: «Narratio de expeditione Francorum» (Упсала 1841, в «Академ. Зап.»). Полностью издан весь текст «Большой истории» Ибн-Хальдуна в Булаке (Каир; 1867, 7 т.).

  • «Autobiographie d’Ibn-Khaldoun», traduite par de Slane («Journale Asiatique», Paris, 1844).
  • «Histoire des berberes et des dynasties musulmanes de l’Afrique septentrionale», traduite de l’arabe par de Slane, Algiers, 1852-1856, 4 volumes.
  • «Les Prolegomenes», traduite par de Slane. Paris, 1934-38. 3 volumes. Reproduction of 1862-1868 edition.
  • «Lubab al-Muhassal fi usul ad-din», edited by Luciano Rubio. Tetuan, 1952.
  • «The Muqaddimah; An Introduction to History», translated from the Arabic by F. Rosenthal, New York, London, 1958. 3 volumes.
  • «Введение (фрагменты)». Перевод С. М. Бациевой // Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока. IX-XIV в. М., 1961, С. 559-628.
  • Пролегомены к «Книге поучительных примеров и дивану сообщений о днях арабов, персов и берберов и их современников, обладавших властью великих размеров» // Мировая экономическая мысль: Сквозь призму веков: В 5 т. Т.1: От зари цивилизации до капитализма / Ред. Г. Г. Фетисов.; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Благотвор. фонд «Благосостояние для всех». - М.: Мысль. - 2004. - 718 с. - (250 лет Московскому Государственному Университету им. М. В. Ломоносова.) - ISBN 5-244-01039-5 .
  • «Введение (ал-Мукаддима)». Составление, перевод с арабского и примечания А. В. Смирнова // Историко-философский ежегодник 2007. М., 2008. С. 187-217.
  • Введение в историю (ал-Мукаддима). Фрагменты. Перевод с арабского, комментарии и примечания И. Л. Алексеева, А. В. Душак и А. Ш. Столыпинской // Pax Isamica, 1/2008, c.15-21.

Публикация полного перевода «Китаб ал-Ибар» на русский язык до сих пор не осуществлена.

Примечания

  1. http://apnaorg.com/books/english/ibn-e-khuldun/ibn-e-khuldun.pdf
  2. Немецкая национальная библиотека , Берлинская государственная библиотека , Баварская государственная библиотека и др. Record #118639773 // Общий нормативный контроль (GND) - 2012-2016.
  3. «Ибн Халдун Введение (ал‑Мукаддима) Cоставление, перевод с арабского и примечания А.В. Смирнова»
  4. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / Общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонов: Пер. с англ. - М.· Политиздат, 1992. С. 176
  5. , с. 1.
  6. , с. 10.
  7. , с. 2.
  8. , с. 3.
  9. , с. 4.
  10. , с. 5.
  11. , с. 6.
  12. , с. 7.
  13. , с. 8.
  14. , с. 9.
  15. , с. 117.
  16. , с. 66.
  17. Этот перевод и большинство приводимых далее изданий трудов Ибн Хальдуна указаны в библиографии к переводу «Мукаддима», выполненному Францем Роузенталем.

Литература

  • Ацамба Ф. М. Социально-экономические воззрения Ибн Хальдуна // Всемирная история экономической мысли : В 6 томах / Гл. ред. В. Н. Черковец. - М. : Мысль , 1987. - Т. I. От зарождения экономической мысли до первых теоретических систем политической жизни. - С. 311-315. - 606 с. - 20 000 экз. - ISBN 5-244-00038-1 .
  • Алексеев И. Л. Возвращаясь к Ибн Халдуну // Pax Islamica, 1/2008, с.5-14;
  • Араби Б. Ибн-Хальдун - основоположник арабской социологии // Социологические исследования. - 1990. - Т. 11 . - С. 107-109 .
  • Бациева, С. М. Историко-социологический трактат Ибн Халдуна «Мукаддима». - М. : Наука, 1965.
  • Бациева С. М.

Ибн Хальдун (1332-1406), арабо-мусульманский историк, философ, государственный деятель. Родился в Тунисе в 1332. Выходец из знатного тунисского рода, Ибн Халдун, начав карьеру придворным писцом, стал профессиональным политиком, занимал в Северной Африке и Гранаде должности советника, посла, министра. В возрасте 43 лет оставил занятия политикой и посвятил себя научному труду и чтению лекций, в которых излагал свое учение. Враждебное отношение к нему тунисских богословов вынудило Ибн Халдуна бежать в Каир, где он был назначен на пост верховного кади маликитов. В конце жизни недолгое время находился на службе у Тамерлана. Вернувшись в Каир, умер 17 марта 1406 Обширная Автобиография, которую Ибн Халдун писал в течение всей жизни, а также его труды свидетельствуют о его знакомстве с основными научными знаниями своей эпохи. Свидетель упадка блестящей арабской цивилизации, Ибн Халдун попытался не просто описать происходившие события, а представить их в системе, фиксирующей причинную связь событий. Новое видение истории изложено Ибн Халдуном в его труде Книга поучительных примеров и сведения из истории арабов, персов, берберов и других современных им народов (имеются и другие варианты перевода). Ибн Хальдун был единственным арабским историком, знавшим о существовании Римской республики (все другие, основываясь на византийских источниках, начинали историю Рима с Цезаря), и один из немногих авторов, использовавших латинские и еврейские тексты в арабских переводах. Особый интерес представляет написанное в 1375-1378 введение к труду - Мукаддима (Пролегомены), содержащее изложение взглядов Ибн Халдуна на природу общества и государства. Свои размышления над этими проблемами Ибн Халдун начинает с определения сущности человека, появившегося вслед за животным и «наделенным способностью к мышлению и рассудком, поднявшим его над миром обезьяны». Человек - существо общественное. Он не имеет многих качеств, которые помогают животным, но зато имеет руки, рассудок, орудия труда, а также пользуется «совместностью жизни», взаимопомощью, обеспечивающими ему защиту. Наделенный этими возможностями человек, осваивая природу, создает мир культуры и себя самого как человека культуры (умран). Ибн Халдун выделяет два основных типа, или фазы в развитии человеческих объединений, которые определяются характером производства средств существования, их распределения и потребления. Первая фаза - это «бадава», жизнь, связанная со скотоводством и земледелием.

Вторая, более поздняя фаза - «хадара», жизнь городская. В первом типе производства труд, ограниченный примитивными орудиями, производит только необходимый для поддержания жизни продукт, чем определяется и его равное распределение между членами коллектива. Однако при некотором избытке продукта равенство нарушается, происходит образование неравных групп, классов (табака). С появлением избытка связан и переход ко второму типу производства - торгово-ремесленному и, соответственно, к городской жизни. Труд усложняется, требует участия в нем большего числа людей, создавая новую и дополнительную стоимость продукта, порождая роскошь и стремление к ней, а также материальную базу для роста населения. Другим аспектом отмеченного процесса является переход от «асабийи» к «мулк», от родоплеменных отношений к отношениям, определяемым властью, владением, сосредоточением роскоши в руках властителя и его приближенных. Со временем власть обособляется, возникает государство (давла) - группа людей, обладающих властью и защищающих ее с помощью уже не сородичей, а наемной силы. Однако дальнейший рост роскоши и усиление власти-государства приводит к увеличению налогов и обиранию подданных, последствием чего становится разрушение экономики, нравов и в конечном счете упадок и гибель цивилизации. Таким образом, констатирует Ибн Халдун, цивилизация проходит естественный, закономерный путь от возникновения через расцвет к упадку и смене ее другой цивилизацией, находящейся в фазе «асабийа». Этот путь могучей в прошлом и переживающей распад цивилизации Магриба и проанализирован Ибн Халдуном в Мукаддиме.

Его идеи формировались под влиянием трудов Аристотеля и его среднеазиатских последователей Виз знания ученому принесла работа «Большая история» «Книга поучительных примеров» Согласно концепции Ибн Хальдуна, люди сформировали общество для совместного добывания средств к существованию Важнейшими факторами их объединения является разделение труда и внешняя опасность и агрессивная природ да человек объединились в такие же сообщества Влияние на общество также имеют климат и формы хозяйствования Развитие общества предполагает эволюцию устройства и задач государственной власти Первый этап раз развития и утверждения власти - это организация на основе равенства, второй - появление "господство", то есть верховенства, и осуществления власти с помощью принуждения Один человек это сделать не в состоянии, поэтому, у Ибн Хальдуна появляется сильная группа в обществе, опираясь на которую, лицо, имеющее власть, обеспечивает покорность подданных Так государство отходит от основ, на которых возникла, правители удаляются я от народа, что приводит к упадку государства Причем Ибн Хальдун отмечал, что любое государство в процессе эволюции и развития в конце концов упадок Она существует примерно 120 лет Это период изменения трех поколений правящей династии: первому присуща простота и относительное равенство в обществе, второе поколение живет в условиях взаимной враждебности, самозащиты, неровности, третье - переживает деградацию.

В период жизни трех поколений государство проходит четыре этапа: 1) появление новой принудительной власти, 2) расправа правителя с теми, кто помог ему прийти к власти; сосредоточение власти в одних руках, 3) переход к принудительным и деспотических методов подавления оппозиции 4) упадок государств. Анализируя отношения между правящими и подчиненными, учитывая религию и политику в государстве, Ибн Хальдун выделил три типа государств: 1)"естественная монархия" - деспотическое государство, представляющее интересы л только правителя, опираясь на силу 2) "политическая монархия" - государство, осуществляет разумную политику, защищает интересы подданных, но не связана с ними общей религией 3) "халифат" - государство, за веру, воплощение "мусульманской общины" и действует по установленным религиозными и этико-нравственных принципов Религию Ибн Хальдун рассматривал как реально существующую связь мусульманских общин, социальную и духовную основу права, государства, политики Его мысли о влиянии на общество политики и религии послужили основой их влияния на государство. Организация и деятельность мусульманского государства, политики и права породили соответствующие теоретические подходы и сформировали мусульманское право, в пределах плюралистического понимания которого выделились религиозно--этические и юридические подходы Доктринальное разработки мусульманского права предоставило ему гибкости и возможности дальнейшего развития.

ИБН ХАЛЬДУН - арабский ис-то-рик, фи-ло-соф, государственный и об-щественный дея-тель.

Из знат-ной вы-со-ко-об-ра-зо-ван-ной се-мьи, иг-рав-шей в IX-XI веках важ-ную роль в по-ли-тической и куль-тур-ной жиз-ни му-сульманской Ис-па-нии, а с XIII века - Ту-ни-са. В 1349-1375 годах за-ни-мал различные по-сты (от сек-ре-та-ря до ва-зи-ра) при дво-рах пра-ви-те-лей Ту-ни-са, Фе-са, Гра-на-ды и Бед-жаи (ны-не Бу-жи), а так-же не-од-но-крат-но вы-пол-нял их ди-пло-ма-тические по-ру-че-ния в хри-сти-ан-ской и му-сульманской Ис-па-нии и Северной Аф-ри-ке. В 1375 году Ибн Хальдун ото-шёл от по-ли-тической дея-тель-но-сти и по-се-лил-ся в кре-по-сти Ка-лаат-Ибн-Са-ла-ма в Ал-жи-ре; сфор-му-ли-ро-вал ори-ги-наль-ный взгляд на ис-то-рический про-цесс. В 1379 году Ибн Хальдун вер-нул-ся в Ту-нис, од-на-ко в 1382 году был вы-ну-ж-ден вы-ехать в Еги-пет из-за не-при-ятия его идей-но-по-ли-тических и фи-лософских взгля-дов ту-нис-ски-ми учё-ны-ми кру-га-ми. В Каи-ре он про-дол-жил свою на-уч-но-литературную дея-тель-ность под по-кро-ви-тель-ст-вом мам-люк-ских сул-та-нов, слу-жил в ка-че-ст-ве му-сульманского су-дьи (ка-ди) и пре-по-да-вал в университете аль-Аз-хар и мед-ре-се аль-Кам-хия и аз-За-хи-рия. В 1400 году, по-се-тив Си-рию в сви-те мам-люк-ско-го сул-та-на Фа-рад-жа, вёл пе-ре-го-во-ры с Ти-му-ром, оса-див-шим Да-маск .

В сво-ём главном сочинении «Кни-га по-учи-тель-ных при-ме-ров…» («Ки-таб аль-ибар…») Ибн Хальдун сфор-му-ли-ро-вал уче-ние о раз-ви-тии об-ще-ст-ва. В тео-ре-тическом «Вве-де-нии» («аль-Му-кад-ди-ма») он впер-вые в ара-бо-му-сульманской фи-ло-со-фии обос-но-вал не-об-хо-ди-мость са-мо-сто-ятельной нау-ки об об-ще-ст-ве (арабский - ильм аль-ум-ран), ко-то-рая слу-жи-ла бы ме-то-до-ло-гической ос-но-вой для осоз-на-ния сущ-но-сти ис-то-рической и по-ли-тической дея-тель-но-сти, а так-же из-ло-жил за-да-чи и раз-ра-бо-тал ме-то-ди-ку и об-щие прин-ципы ис-то-рического ис-сле-до-ва-ния.

Бу-ду-чи по-сле-до-ва-те-лем и ком-мен-та-то-ром Ибн Руш-да, Ибн Хальдун при-ме-нил прин-ци-пы арабского пе-ри-па-те-тиз-ма (авер-ро-из-ма) к изу-че-нию об-щественной эво-лю-ции. Ос-но-вой жиз-не-дея-тель-но-сти об-ще-ст-ва Ибн Хальдун счи-тал со-вме-ст-ный труд его чле-нов для обес-пе-че-ния средств к су-ще-ст-во-ва-нию. Главной фор-мой тру-до-вой взаи-мо-свя-зи лю-дей, по Ибн Хальдуну, яв-ля-ет-ся то-ва-ро-об-мен, в ос-но-ве ко-то-ро-го ле-жит ра-вен-ст-во стои-мо-сти об-ме-ни-вае-мых про-дук-тов. Уро-вень раз-ви-тия куль-ту-ры и ха-рак-тер прав-ле-ния Ибн Хальдун свя-зы-вал с раз-де-ле-ни-ем тру-да в го-су-дар-ст-ве и хо-зяйственной дея-тель-но-стью под-дан-ных. В объ-яс-не-нии со-ци-аль-но-ис-то-рических про-цес-сов Ибн Хальдун уде-лял осо-бое вни-ма-ние при-род-но-гео-гра-фическим ус-ло-ви-ям раз-ви-тия че-ло-ве-че-ско-го об-ще-ст-ва. В по-сле-дую-щих час-тях сво-его тру-да он из-ло-жил со-бы-тий-ную ис-то-рию на-ро-дов му-сульманского Вос-то-ка (наи-бо-лее де-таль-но Маг-ри-ба), что сде-ла-ло его со-чи-не-ние цен-ным ис-то-рическим ис-точ-ни-ком. Не ме-нее зна-чи-тель-на в ка-че-ст-ве ис-точ-ни-ка его ав-то-био-гра-фия «Оз-на-ком-ле-ние с Ибн Халь-ду-ном…» («Ат-та-риф би Ибн Халь-дун…») - об-ра-зец средневековой арабской ме-му-ар-ной ли-те-ра-ту-ры.

Оце-ни-вая литературное и на-учное твор-че-ст-во Ибн Хальдуна, современные ис-то-ри-ки, фи-ло-со-фы и со-цио-ло-ги ви-дят в нём ге-ни-аль-но-го мыс-ли-те-ля, од-ним из пер-вых по-пы-тав-ше-го-ся соз-дать на-учную фи-ло-со-фию ис-то-рии. Его пред-по-ло-же-ния и тео-рии, сфор-му-ли-ро-ван-ные в ус-ло-ви-ях ара-бо-му-сульманского Сред-не-ве-ко-вья, пред-вос-хи-ти-ли идеи об-ще-ст-вен-но-го до-го-во-ра, тру-до-вой при-ро-ды стои-мо-сти, со-цио-ло-гии зна-ния, ко-то-рые в XV-XVIII веках ак-тив-но раз-ра-ба-ты-ва-лись ев-ропейскими мыс-ли-те-ля-ми (Дж. Ви-ко, Т. Гобб-сом, Н. Ма-киа-вел-ли, Ш. Л. Мон-тес-кьё , А. Сми-том и др.).


Нажимая кнопку, вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности и правилами сайта, изложенными в пользовательском соглашении